Это монументальное музыкальное произведение, написанное известным столичным композитором Андреем Микитой, охватывает огромный временной пласт истории Кузбасса, отличается оригинальным замыслом и новаторским подходом. Грандиозное событие в музыкальной культуре посвящено предстоящим юбилеям: 75-летию области и её ровесницы – филармонии, 100-летию Кемерова и 400-летию Новокузнецка.
В исполнении оратории «Земля Сибирь» участвуют Губернаторский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Тао Линя, Губернаторский камерный хор (Художественный руководитель и главный дирижер - Заслуженный деятель искусств РФ Ольга Шабалина), ансамбль Губернаторского духового оркестра (Художественный руководитель и главный дирижер Анатолий Кашеваров), солисты-инструменталисты: Руслан Вершинин, Иван Щиколков, а также солисты-вокалисты: Заслуженный артист РФ Владимир Огнев, Чылтыс Таннагашева, Оксана Чепурная, Анастасия Скулкова (Ольга Музыкова).
Реализация замысла двенадцати частной оратории отличается своеобразием и новаторским подходом. В повествование включены подлинные исторические документы: Указ Петра 1, фрагменты дневника американского рабочего, военные сводки и директивы, описание Герба Кузбасса.
Оригинально жанровое разнообразие частей оратории: элементы духовной музыки эпохи барокко, этномузыка, петровский кант, былина, кантри, блюз, советская массовая песня, танго, духовой марш, батальная музыка, мелодекламация, народный плач, православная молитва, хоровая песня, гимн, русская плясовая. Каждый жанр представляет исторический этап, становится музыкальной приметой времени, обусловливает музыкальный язык частей оратории.
Все 12 частей, отражающих историю освоения и развития региона, сливаются в оратории в единое целое. Их объединяет не только нить повествования, подчиненного хронологическому принципу, но и интонации шахтерской песни «Коногон», пронизывающей все сочинение. Всякий раз мотивы песни, включаясь в контекст содержания, приобретают новое звучание. Вплетаясь в поток повествования, они обретают облик варианта основной мелодии, что так характерно для национальной русской музыкальной традиции.
При всей целостности оратории, каждая часть звучит настолько завершено, что может исполняться как самостоятельное произведение в филармонических концертах.
В подготовке исторического материала принимали участие специалисты музея-заповедника «Красная горка», областного краеведческого музея, областной библиотеки им. Василия Федорова.
Над либретто оратории работала Заслуженный работник культуры РФ Наталья Соколова, дополнившая исторический материал художественными текстами.
Исполнители:
Композитор – Андрей Микита (г. Москва);
Дирижер – Лауреат международных конкурсов Тао Линь;
Режиссер – Заслуженный работник культуры РФ Наталья Соколова;
Губернаторский симфонический оркестр,
Художественный руководитель и главный дирижер -
Лауреат международных конкурсов Тао Линь
Губернаторский камерный хор,
Художественный руководитель и главный дирижер -
Заслуженный деятель искусств РФ, профессор
Ольга Шабалина;
Ансамбль Губернаторского духового оркестра,
Художественный руководитель и главный дирижер
Анатолий Кашеваров;
Солисты-инструменталисты:
Руслан Вершинин (балалайка),
Иван Щиколков (баян),
Лариса Козлова (гусли)
Солисты-вокалисты:
Заслуженный артист РФ Владимир Огнев (Новосибирск);
Чылтыс Таннагашева (Хоомей),
Оксана Чепурная (меццо-сопрано),
Анастасия Скулкова (сопрано) - Ольга Музыкова (сопрано);
Музыковед – кандидат культурологии Ольга Гусева.
1. Интродукция
Ораторию открывает хор и оркестр. Музыкальный стиль, содержащий признаки старинной духовной музыки эпохи барокко, приподнимает над обыденностью, создает вневременное ощущение. Вплетение в партитуру тембра баяна и интонаций песни «Коногон» окрашивают интродукцию русским колоритом.
2. Древний край
Звуковая картина прекрасной и дикой природы края и жизни древнего народа, населяющего эту землю. Через зал медленно проходит женщина в национальной шорской одежде, играющая на варгане и исполняющая песню на шорском языке в манере горлового пения.
3. Указ Петра I
Солист в жанре канта петровского времени пропевает подлинный, исторический текст Указа царя Петра от 2 ноября 1700 годя о начале рудных изысканий в Московском государстве. В музыке можно уловить тему песни «Коногон».
4. Сказ о рудознатце Михайле Волкове
Часть написана в жанре русской былины. Солист в сопровождении старинных гуслей повествует легенду об открытии Михайлом Волковым угольной горы. В конце части звучит наигрыш балалайки.
5. Из дневника американского рабочего
Эпизод из интернационального периода освоения Кузбасса. Тексты из дневника американского рабочего-социалиста Пауэрса Хэпгуда поются на английском языке в стиле кантри, соединённом со звучанием раннего блюза. В качестве мелодической основы вновь звучит песня «Коногон». Балалайка, играющая в ритме кантри, звучит как банджо.
6. Хлеб заводов
Часть рисует атмосферу советских предвоенных лет. Песня в стиле Леонида Утёсова соединится со знойным танго 30-х годов и маршем для духового оркестра. Разнообразные музыкальные стили скреплены искромётным текстом Владимира Маяковского и мелодией шахтёрской песни. На этом фоне происходит неожиданное вторжение военной темы.
7. Военные сводки и директивы
На фоне далёких взрывов (изображаемых оркестром) хор декламирует тексты из сводок Советского информбюро и из немецких боевых донесений на языке оригинала. В оркестре слышатся интонации песен «Священная война и «Хорст Вессель». В кульминации этой части солист поёт текст Указа Советского правительства об образовании Кемеровской области. Соло баяна (одинокая гармонь), звучащая как эпилог, переводит слушателя в атмосферу следующей части.
8. Вдовий плач
Мелодия песни «Коногон» приобретает признаки жанра народного плача. Оркестровое сопровождение, сопровождающее солирующее меццо-сопрано, позволяет достичь подлинного драматизма в кульминации части.
9. Молитва
Канонический текст православной молитвы «Царице моя Преблагая» звучит в исполнении хора а капелла.
10. Горящее сердце Сибири
Часть, посвященная восстановлению и развитию Кузбасса, является смысловой кульминацией оратории. Энергичная и мужественная музыка убеждает нас в том, что Кузбасс, благодаря очертанию географических границ области на карте, является сердцем Сибири, и в тоже время духовным и энергетическим ядром Сибири и всей России.
11. Герб Кузбасса
Композитор превращает прозаический текст описания герба Кузбасса в красочное и зримое вокально-оркестровое полотно. По ходу описания высвечиваются соответствующие элементы изображения герба.
12. Финал
Мелодия песни «Коногон» впервые звучит в финале в оригинальном виде, но с современным текстом. Она постепенно переходит в трудовой гимн России. Вместо ожидаемых торжественных заключительных аккордов оратория неожиданно завершается зажигательной русской плясовой, заряжающей слушателей деятельной энергией национального духа.
Губернаторский симфонический оркестр
Композитор: Андрей Микита (г. Москва)
Дирижер: лауреат международных конкурсов Тао Линь
Режиссер: Заслуженный работник культуры РФ Наталья Соколова