Министерство культуры и национальной политики Кузбасса

История

История филармонии началась в далеком 1943 году. Во время войны 26 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кемеровская область. А в июне появилось своё концертно-эстрадное бюро. Артисты ездили по области с выступлениями, поддерживая тех, кто самоотверженно трудился в тылу. Со временем КЭБ превратился в серьезную организацию. Поэтому в апреле 1954 года было принято решение о создании Кузбасской филармонии.


От КЭБа до филармонии

История создания: от КЭБа до Филармонии

История филармонии Кузбасса началась в далеком 1943 году. Во время войны 26 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кемеровская область путём выделения части территорий из Новосибирской области.

Летом этого же года в Кемеровской области появляется своё концертно-эстрадное Бюро (КЭБ). Это было необходимо. Шла война, нужно было поддержать моральный дух тех, кто трудился в тылу.

Концертные бригады ездили по городам и сёлам, давали концерты для кузбассовцев, которые сутками трудились на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, выдавая продукцию на фронт. 9 июня 1943 года на заседании исполнительного комитета Кемеровского союза депутатов было закреплено решение о создании областного концертно-эстрадного Бюро:

«В целях надлежащего руководства и планирования концертной работы по Кемеровской области решено организовать в системе областного отделения Искусств областное Концертно-эстрадное Бюро. Предоставить ему монопольное право на организацию всех концертно-эстрадных работ, а также отбор и распределение художественно-профессиональных концертно-эстрадных сил на всех площадках Кемеровской области… Обеспечить питанием приезжающих артистов...»

Председатель Исполкома облсовета В. Гогоев, секретарь С. Казанский






Концертно-эстрадное Бюро 1943-1953

В Государственном Архиве Кемеровской области хранятся документы Отдела по делам искусств исполкома Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся. Первый приказ по КЭБ датирован 21 июня 1943 года:

Зачислить т. Бужинскую-Мартинович Юлию Григорьевну на должность художественного руководителя и директора КЭБа с окладом, утвержденным по смете. Начальник Облотдела искусств Медведев».
Юлия Бужинская, артистка Харьковского театра оперы и балета им. Н.В. Лысенко, была эвакуирована в Сибирь вместе с группой зимой 1943 года. Директором она была недолго, всего месяц, но продолжала оставаться успешным художественным руководителем КЭБ.

После неё директором КЭБа был назначен Григорий Яковлевич Новский. Однако времена были тяжелые, поэтому не каждый руководитель концертно-эстрадного Бюро выдерживал колоссальную нагрузку, и уже в октябре 1943 года КЭБ возглавил Поргий Игнатович Марусев, бывший директор Кемеровского областного драмтеатра. На тот момент в составе Бюро уже работала колхозно-совхозная бригада в количестве 8 человек. В программе бригады были художественное чтение, вокал, художественный свист и пластический этюд. В 3-м квартале 1943 года она дала 43 концерта непосредственно в колхозах и районных центрах, обслужила свыше 8000 человек. Вторая колхозно-совхозная бригада, которая появилась в составе КЭБа, уже имела 15 исполнителей. В программе бригады значились вокально-музыкальные сольные номера и хоровые песни, художественное чтение, скрипка и баян. Было дано 15 концертов. Позже в составе КЭБ была организована городская концертная бригада из 6-ти человек. В программе имелись юмор, сатира, художественное слово, музыкально-вокальные номера, конферанс. Было дано 8 концертов, обслужено 3200 зрителей… Поргий Игнатович Марусев руководил КЭБом три года. Но по состоянию здоровья вынужден был уйти. Поэтому в сентябре 1946-го Областной отдел искусств назначил директором концертно-эстрадного Бюро Михаила Семеновича Лифица.

В 1947 году ситуация в КЭБе как финансовая, так и кадровая оставалась напряженной. Тем не менее, именно в этом году дирекции КЭБа разрешается израсходовать из оборотных средств 15 000 рублей на приобретение машины «для эксплуатации в Кемерово». Именно в этом году заведующий областным отделом искусств А. Маликов приказывает руководству КЭБа немедленно организовать и утвердить Художественный совет в следующем составе: директор КЭБ, облрепертком, председатель Обкома союза Рабис, директор музучилища, председатель Обкома ВКПб, Обллито, областной отдел Культпросвет работы.

До 1947 года у КЭБа не было своего транспорта, артисты добирались до мест выступления поездом, речным транспортом, на санях, на автомобилях и даже на тракторе. Они выступали не только с концертами, но и с лекциями о музыке. Так возник один из первых творческих коллективов – это музыкально-литературный Лекторий. Музыка в годы войны являлась мощным стимулом к победе, она воодушевляла и поддерживала.

Изначально Концертно-эстрадное Бюро размещалось в квартире жилого дома в районе старого вокзала в городе Кемерово. Потом в здании Облисполкома.  В 1948 году в 2-х кабинетах кинотеатра «Москва», а с 1949 года КЭБ переезжает в кемеровский Дворец Труда на Карболитовскую,11. В настоящее время здесь располагается Кузбасский колледж культуры и искусства им. Народного артиста И.Д. Кобзона. Надо сказать, что в 1978 году это здание, построенное в 1927 году, было провозглашено памятником истории и культуры. Ныне оно носит статус памятника федерального значения.

С созданием КЭБ резко увеличилось число артистов, приезжавших с концертами в Кузбасс из других городов. В Кузбассе побывали оркестры под управлением Леонида Утесова с программой «Бей врага», джаз-оркестр Бориса Ренского с программой «Страна героев». Звучали популярные песни: «Землянка» Константина Листова, «Моя любимая» Матвея Блантера, «Синий платочек» Ежи Петерсбурского. Посещал Леонид Утесов Кузбасс и в послевоенные годы. В 1947 году при КЭБ возник эстрадный оркестр Бориса Райского. Он просуществовал 2 года.

С 1943 по 1954 по линии КЭБ в Кузбассе гастролировали солисты Большого театра СССР, артисты Свердловской и Томской филармонии, цыганские ансамбли, татарский ансамбль, ансамбль лилипутов и другие. КЭБ много работало со школьниками, начиная с 1951 года стали выпускаться школьные абонементы на концерты. Жанры, в которых работали артисты КЭБ, были самые разнообразные: вокал, каучук, балет, соло инструменталистов, художественное чтение, ведение программы с репризами, иллюзионный аттракцион, психологические опыты, фокусы, художественный свист.

Со временем концертно-эстрадное Бюро стало превращаться в серьезную многочисленную организацию. Поэтому в 1951 году директор КЭБ Михаил Семёнович Лифиц впервые поставил вопрос об открытии кузбасской филармонии:

«…наконец должен быть разрешен вопрос в положительную сторону о переводе концертного Бюро в разряд Кузбасской филармонии, потому что рамки, масштабы и задачи, поставленные перед бюро, уже сами по себе диктуют эту необходимость».   

Однако этот вопрос был отложен на три года, и только в апреле 1954 года депутаты принимают решение об открытии филармонии в Кузбассе. 

Тем не менее, в 1951 году на базе оркестрового и струнного отделений Кемеровского музыкального училища был создан малый симфонический оркестр под руководством преподавателя музучилища Ильи Зайдентрегера. Позже, в 1957-59 годах, оркестр стал структурной единицей кузбасской филармонии. В оркестре работало 45 человек, в основном это были преподаватели и студенты Кемеровского музыкального училища.

Филармония Кузбасса

«Реорганизация Кемеровского концертно-эстрадного Бюро в областную филармонию на правах самостоятельной художественно-творческой единицы имеет целью более глубокого и расширенного направления работы по повышению культурного уровня трудящихся Кузбасса, особенно села, путем широкой пропаганды лучших образцов музыки, литературы и показа высокого мастерства деятелей советского искусства. Если ранее концертно-эстрадное Бюро старалось иметь исполнительские кадры, главным образом, на кратковременных договорных началах, а группы для выступлений на прокатных условиях с другими концертными организациями, то филармония всю предстоящую ей работу должна обеспечивать преимущественно на базе собственных творческих сил. Если в деятельности концертного Бюро превалирующее положение занимали жанры эстрадного характера, а материальную базу во многом определяло наличие эстрадных театров с программой зрелищно-цирковых номеров то основная деятельность филармонии должна пойти не иначе как путем организации в более широких масштабах работы лектория ведущего к познаниям истории русской музыкальной культуры, развития советской литературы и музыки, а также устройство камерных, сольных и тематических концертов и симфонических вечеров».

Из Пояснительной записки Производственно-финансовых планов на 1952-1954 годы Кемеровского областного управления культуры.

8 апреля 1954 года Исполнительный комитет Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся принимает решение о создании в регионе Государственной филармонии и просит Совет министров РСФСР поддержать эту инициативу. Инициатива была поддержана, и первым директором филармонии был назначен Александр Михайлович Хайков, который руководил коллективом с 1954 по 1957 годы. Несмотря на то, что в апреле 1954 года было принято решение о создании филармонии Кузбасса и назначен директор Александр Михайлович Хайков, концертно-эстрадное Бюро продолжало работать весь 1954 год, вплоть до конца февраля 1955 года. Руководить КЭБом и быть директором филармонии одновременно продолжал оставаться Александр Михайлович Хайков. После него сменилось еще 16 директоров. Последние 20 лет концертную организацию возглавляет Людмила Владимировна Пилипчук, заслуженный работник культуры РФ. Заслуги Людмилы Владимировны отмечены медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» III и  II  степеней, званиями «Почетный гражданин Кемеровской области», «Почетный работник культуры Кузбасса», «Лауреат премии Кузбасса»…

В 1963 году, когда директором филармонии был Александр Николаевич Коняшин, в Кузбассе при поддержке руководства области был проведен грандиозный музыкальный форум – Первый музыкальный фестиваль. Он был посвящен передовикам производства и проходил с 15 по 31 июня в Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске, Киселевске, Междуреченске, Осинниках, Мариинске, Гурьевске, Анжеро-Судженске, Белове, Тайге, Ленинске-Кузнецком и Юрге. Артисты встречались с рабочими, проводили лектории, дали 160 концертов, из них 131 филармонического профиля.

Первый музыкальный фестиваль был и первым крупным мероприятием, который провела Кемеровская филармония, продемонстрировав высокий творческий потенциал шахтерского края и его главной концертной организации.

В 1963 году на гастролях в Кузбассе побывали симфонические оркестры Новосибирской, Узбекской, Иркутской, Алтайской филармоний, которые дали 61 концерт. Заметно возросло число зрителей, посещающих симфонические концерты. В это же время в филармонии Кузбасса повышается профессиональное мастерство коллективов и исполнителей, расширяется их репертуар. Число филармонических концертов-лекториев возрастает в полтора раза и составляет две с половиной тысячи выступлений. 

В 1970-е годы начинается строительство нового современного здания Государственной Филармонии Кузбасса. Архитекторы «Кемеровогражданпроекта» приступают к разработке чертежей в 1974 году. И уже в 1979 году концертная организация открывает двери для зрителей. Огромный вклад в строительство филармонии внёс Иосиф Лазаревич Курочкин, в то время начальник Управления культуры Кемеровской области.

Официальное открытие нового здания Кемеровской филармонии состоялось 19 января 1979 года и было приурочено  к работе XVII Областной партийной конференции, которая проходила с 19 по 21 января. Первый праздничный концерт в новом здании 19 января был посвящен началу её работы.  А вот регулярные выступления в филармонии Кузбасса начались с концерта Эдиты Пьехи в феврале 1979 года. Именно с 1979 года в Кемеровской области начали проводить грандиозные фестивали искусств «Зори Кузбасса».

Взлёт филармонии в конце 70-х – начале 80-х годов пришёлся на период руководства концертным учреждением Юрия Львовича Юровского, опытного организатора концертного дела, заслуженного работника культуры РСФСР. Несмотря на то, что Юрий Львович был в должности директора чуть больше четырёх лет (1977 –1982 годы), он сделал для филармонии очень много. При нём строилось новое здание филармонии, оборудовались его интерьеры, приобретались новые инструменты, в том числе знаменитый орган фирмы «Зауэр». При нём появляется симфонический оркестр Кузбасса, продолжают успешно выступать «Лейся, песня!», «Диалог», «Земляне», «Люди и куклы». При его участии были проведены масштабные музыкальные фестивали, заложены традиции постоянных праздников-концертов. С подачи Юровского в Кемерове была проведена Всесоюзная телевизионная программа «Песня-81».

С 1982 года в Кузбассе начали действовать абонементы Большого театра, Новосибирского отделения Союза композиторов РСФСР, Новосибирской консерватории, Москонцерта, Росконцерта, Ленконцерта. В 80-е годы в филармонии Кузбасса трудилось 14 собственных популярных коллективов и групп. Событиями тех лет стали проходившие в Кузбассе Дни культуры Томской и Иркутской областей, Латвийской ССР. В апреле 1983 года в Кемерове и Новокузнецке состоялось торжественное открытие Второго фестиваля советской музыки.

В октябре 1983 года в Малом зале Государственной филармонии немецкими мастерами Франкфуртской фирмы «Зауэр» был закончен монтаж корпусного концертного органа. Первый органный концерт дал Народный артист России почётный член Баховского и Генделевского обществ Германии Гарри Гродберг. Позже ведущие российские и зарубежные исполнители выступали в органном зале филармонии Кузбасса. В рамках проекта «Органисты пяти континентов» дали концерты Джеймс Милличамп (США), Хироко Иноуэ (Япония), Иштван Элла (Венгрия), Херман Джордан (ЮАР), Томас Хейвуд (Австрия), Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды).

В 1984 году в филармонии Кузбасса планировалось 6 тысяч концертов в год. Росконцерт давал в Кузбассе 500 концертов, Москонцерт и Ленконцерт – около 300. Все остальное зависело от инициативы и предприимчивости директора филармонии Владимира Давыдовича Литвинова (1982-1987 годы), когда многое, зависело от его личных связей и отношений. Он организовал немало гастрольных поездок кузбасских артистов. И уже тогда ярко проявлялось его умение крепко держать в своих руках все нити управления сложным филармоническим организмом, психологическая гибкость в решении производственных и личных вопросов.

В декабре 1992 года на базе духовой группы Симфонического оркестра Кузбасса был организован Концертный духовой оркестр. Создание профессионального концертного духового оркестра было весьма смелым шагом. Позже в филармонии появился новый коллектив – московский мужской хор «Хоровая академия». Эстафету хоровой музыки подхватил образованный в конце 1993 года Камерный хор филармонии, в состав которого вошли участники музыкального камерного хора, а также выпускники Кемеровского государственного института культуры и искусств. Основателями Камерного хора Государственной филармонии стали Заслуженный деятель искусств РФ Ольга Шабалина и Заслуженный работник культуры РФ Дмитрий Шабалин.

Фотографии предоставлены ГосАрхивом Кемеровской области и Государственной филармонией Кузбасса

Филармония Кузбасса имени народного артиста СССР Бориса Тимофеевича Штоколова

Адрес:

650000, г. Кемерово,
пр. Советский, д. 68

Касса и заказ билетов:

+7 (3842) 58-32-11

Приёмная:

+7 (3842) 58-30-16

Почта:

kemfil@bk.ru

Филармония в соцсетях:

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей. Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Copyright © 2024 Все права защищены. ГАУК «Филармония Кузбасса»

Разработка, дизайн, поддержка сайта – EGB42.RU