11.07.2025 | Новости филармонии
Завершение концертного сезона — значимое событие в жизни каждого творческого коллектива. В мае и июне на сцене Государственной филармонии Кузбасса имени Б.Т. Штоколова прозвучали заключительные концерты, ставшие яркой точкой насыщенного творческого года. От симфонического оркестра до литературного театра, от эстрадно-духового коллектива до камерного хора — каждый из наших собеседников поделился главными событиями сезона, рассказали о гастролях, премьерах, творческих достижениях, а также планах на будущее. Открывает наше интервью Полина Потапочкина — артист Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса высшей категории группы виолончелей.
Полина, расскажите, какой момент этого сезона Вам особенно запомнился? Было что-то неожиданное, трогательное или просто очень весёлое?
Мне особенно запомнились новогодние концерты в Китае. 31 декабря у нас было два концерта, второй за несколько минут до наступления нового года с торжественным финалом — запуском традиционных китайских хлопушек. Маэстро Тао Линь провёл с нами «мастер-класс» и договорился, что хлопаем по условному сигналу после обратного отсчёта. Он должен был запустить хлопушку первый. И вот момент настал: маэстро произносит поздравление, дальше должен пойти отсчёт - «Три, два, один!...» Но русская душа не терпит долгих ожиданий: пошла цепная реакция, и хлопушки начали срабатывать раньше сигнала. Один за всех и все за одного, как говорится. Маэстро Тао хлопнул последним. Получилось очень весело и ярко, хоть и не так, как планировали.
Какая чудесная история! Прямо ощущается атмосфера — весело и очень по-настоящему. И это только один эпизод сезона. А если попробовать описать весь сезон одним словом — какое бы выбрали? И почему именно оно?
Думаю, одного слова недостаточно, чтобы вместить все эмоции и объём этого сезона. Было очень много впечатлений. На открытии звучали «Треуголка» Мануэля де Фальи и «Шехеразада» Николая Андреевича Римского-Корсакова. На закрытии — всеми любимый Сергей Васильевич Рахманинов и Гайдн.Фестиваль Дениса Мацуева — отдельный восторг. Сезон был действительно яркий. Такое слово можно оставить, но с оговоркой: читатель, произнося это слово, должен посмотреть на солнце без очков, чтобы понять, что я имею в виду.
Столько всего произошло, и звучит так, будто сезон пролетел на одном дыхании. А когда всё заканчивается — что остаётся внутри? Это радость от проделанной работы, усталость… или, может, чуть-чуть грустно?
Это сложно описать. Честно говоря, после окончания сезона я ещё долго «отхожу». В памяти всплывают отдельные музыкальные фразы, отрывки произведений. Первые дни после концерта я засыпаю и просыпаюсь с музыкой из прошедшей программы.
Непосредственно после завершения концерта появляется чувство гордости — от осознания, какую работу проделал оркестр и как её принял слушатель, и радости за то, что я нахожусь в этом коллективе: с замечательными музыкантами, солистами и дирижёром.
А какое из произведений прошедшего сезона Вас особенно тронуло — и как музыканта, и как слушателя?
Концертная симфония Гайдна и 2-я симфония Рахманинова, прозвучавшие на закрытии сезона. Каждое произведение — по-своему великолепное, по-своему замечательное. Я участвовала в их исполнении, хотя с удовольствием послушала бы их из зала, где-нибудь с балкона. Пасторальную музыку Гайдна легче воспринимать — в ней нет таких эмоциональных перепадов, как у Рахманинова. Но несмотря на кажущуюся лёгкость, для исполнения сольных партий требуется большое мастерство и сыгранность квартета. Именно это трогает меня с музыкальной точки зрения. А для меня лично отдельная любовь — это Вторая симфония Рахманинова. В этой музыке — вся палитра человеческих эмоций: от отчаяния до триумфа. Она трогает по-человечески, вне зависимости от того, на сцене я или в зале.
О чём Вам мечтается в следующем сезоне? Есть ли что-то, что особенно хочется воплотить?
В новом сезоне я снова мечтаю об участии в фестивале Дениса Леонидовича Мацуева. Очень жду встречи с новыми исполнителями. Ну и, конечно, хочется интересных концертных программ.

Продолжает наш разговор о музыкальном сезоне 2024-2025 Виктор Ушаков — солист Государственной филармонии Кузбасса имени Б.Т. Штоколова. Особое место в его карьере занимает исполнение авторской музыки, и сегодня мы узнаем, как органист воспринимает прошедший сезон и какие планы строит на будущее.
Виктор, поделитесь, пожалуйста, какой момент этого сезона Вам особенно запомнился?
Наверное, это исполнение своего авторского фортепианного произведения на концерте. Играть свою авторскую музыку — это совершенно иной опыт, потому что ты вкладываешь в неё частичку себя. Эта музыка ещё не звучала раньше, она свежая, и всегда есть некоторое волнение — как её воспримет публика. Всё прошло замечательно.
Если говорить о таком насыщенном опыте, то каким одним словом Вы бы описали этот сезон и почему?
Я бы выбрал слово «возрождение». Мы вернулись в основном к классическому репертуару. В прошлые сезоны была смесь из классики, популярной музыки, музыки из кинофильмов. Сейчас же акцент сделан именно на классику, чему я очень рад. В нашем городе засилье популярного репертуара уже немного надоело профессиональным музыкантам. Конечно, слушателями знакомая и простая музыка воспринимается легче. Классическая, особенно академическая и органная музыка, безусловно, сложнее, но при правильном подходе, с объяснением структуры и смысла произведения, перед слушателями раскрывается вся её красота и логика.
Виктор, расскажите, как Вы себя чувствуете, когда сезон подходит к концу? Радость, усталость или лёгкую грусть?
Я чувствую всё одновременно: и радость, и усталость, и лёгкую грусть. Возможно, есть и чувство выполненного долга.
О чём Вы мечтаете? Если ли идеи, которые особенно хочется реализовать в следующем сезоне?
Хотелось бы организовать сольный концерт нашего коллектива, полностью посвящённый творчеству Баха. Такой концерт давно не проходил. Хотя музыка Баха используется у нас эпизодически, он остаётся главным органным композитором в современных течениях, поэтому очень хочется сделать концерт, полностью посвящённый Баху.

Теперь поговорим о ярких выступлениях Губернаторского эстрадно-духового оркестра. Анатолий Владимирович Кашеваров, художественный руководитель и главный дирижёр коллектива, расскажет нам о выдающимся сотрудничестве коллектива во время сезона.
Как Вы оцениваете прошедший сезон? Если попробовать охарактеризовать весь сезон одним словом — какое бы Вы выбрали и почему?
Этот сезон особенно запомнился двумя значимыми и яркими программами: «Человек с Марса», где солистом был один из лучших концертирующих кларнетистов мира Игорь Фёдоров, и закрытие сезона с Золотым тенором России Евгением Южиным, с которым оркестр представил программу «История любви Орфеев». Для характеристики всего сезона я бы выбрал слово «сотрудничество». Это важнейшая часть жизни любого коллектива, особенно филармонического. В сотрудничестве рождаются новые идеи, оркестр растёт профессионально.
Чем Вам запомнится последний концерт сезона 2024-2025? Довольны ли Вы тем, как прошло закрытие сезона?
На закрытиии мы отыграли два отделения, подняв всю программу с первого раза. По отзывам зрителей — всё получилось отлично! В том числе благодаря нашему успешному сотрудничеству с солистом Евгением Южиным. Он очень мобильный, позитивный артист, настоящий профессионал своего дела. Репетиция прошла буквально на одном дыхании, и на удивление, одной репетиции оказалось достаточно. Очень надеемся на дальнейшее сотрудничество с ним.

В то время как музыканты очаровывают нас звуками, литературный театр обращается к силе слова, создавая особую атмосферу погружения в мир литературы. Своими впечатлениями о прошедшем сезоне делится Ирина Латынникова, художественный руководитель и режиссёр литературного театра «Слово»:
Осталось в памяти много ярких моментов. Особенно запомнилась Ночь искусств в Конторе Копикуза, где мы выступали с инструментальным ансамблем «Отражение». По дороге мы волновались: как пройдет выступление, будут ли микрофоны, придут ли зрители. Приезжаем и располагаемся в большой комнате с высоким потолком. Людей много — они сидят на стульях и скамейках, стоят вдоль стен... Страшно и пока непонятно, как здесь будут звучать тексты Бориса Шергина. Однако как только мы начали, всё сложилось идеально. Мы стали единым целым — зрители, музыканты и чтецы. Это было необыкновенное ощущение лёгкости, когда всё складывается живо и естественно, словно само собой.
Звучит действительно впечатляюще, когда все участники и зрители становятся одним целым — это, наверное, особое чувство. Если бы Вам нужно было описать этот насыщенный сезон одним словом, какое бы Вы выбрали и почему?
Сезон получился настоящим. Ценно, когда работы много, она разнообразна, когда встречаются неожиданные задачи. Благодарю всех, кто был рядом, кто верил, вдохновлялся, размышлял и трудился вместе.
Ирина Николаевна, театр закрывал сезон спектаклем по фантастической повести «Голова профессора Доуэля». Что в этой истории Вам показалось важным?
В детстве фантастика меня почти не привлекала — я увлекалась другими жанрами. Но однажды, когда я ехала в автобусе, случайно услышала, как молодой человек с увлечением рассказывал другу о книге, которая его по-настоящему захватила — «Голова профессора Доуэля». Через несколько дней я заметила знакомого подростка, читающего именно эту книгу, и тогда в голове вспыхнула идея: а что если перенести эту историю на сцену?
Так начался наш творческий путь — мы погрузились в поиск глубоких смыслов и скрытых подтекстов. Для актёров работа над романом Александра Беляева стала неожиданным опытом. Фантастический сюжет требовал поиска другой органики и новых сценических приёмов. Процесс оживления человеческих голов должен был быть одновременно убедительным и условным, театральным. Мы получали огромное удовольствие от репетиций.
Вы так много работали, а сейчас сезон закончился — что чувствуете? Радость, усталость или лёгкую грусть?
Пустота. Первые дни для меня тяжелые — не знаю, чем заняться. Но это чувство быстро пройдёт. Лето — прекрасное время, когда можно просто жить и радоваться общению с близкими.
О чём мечтаете в следующем сезоне? Есть ли идеи, которые хочется воплотить?
Впереди новый сезон, новые планы, новые премьеры. Какие именно — пока не скажу. Придет время, и они появятся в афише. А пока нужно хорошо всё обдумать.

Дмитрий Ганин, художественный руководитель Камерного оркестра и Губернаторского камерного хора, поделился своими впечатлениями о прошедшем сезоне и рассказал о планах на будущее.
Дмитрий Иванович, расскажите, пожалуйста, какой момент этого сезона Вам особенно запомнился? Может, что-то неожиданное, трогательное или просто очень весёлое?
Запомнилось сразу несколько событий. Например, недавнее исполнение на летнем концерте для детей и подростков произведения «Сигма-бой» с Камерным оркестром. Тем самым мы показали ребятам, что даже такую музыку можем исполнять. А ещё — красочное закрытие сезона «Лучшее из неоклассики». Мы использовали интересные световые решения, и зрители отметили, насколько атмосферной получилась программа. Это был сильный финал.
Почему для закрытия сезона Вы выбрали неоклассику?
С Камерным оркестром мы стараемся искать новый репертуар, экспериментировать. При этом я считаю, что наша задача — обязательно продвигать классическую музыку, демонстрировать ее красоту и гармонию. После живых концертов зрители почти всегда говорят: «Почему мы раньше не обращали внимания на Баха, Моцарта, Чайковского?» Все-таки живое исполнение классики оказывает сильное впечатление. А неоклассика — это тоже своего рода эксперимент. На мой взгляд, вполне удачный. Музыка современных авторов действительно находит отклик у слушателей сегодня. И люди благодарят и приходят в филармонию снова.
Как я знаю, в этом году Вы стали художественным руководителем ещё и Губернаторского камерного хора. Расскажите, пожалуйста, о закрытии сезона этого коллектива. Почему выбрали песни из советских фильмов?
Изначально мы задумывали «Музыку кино» как концерт с популярными песнями из фильмов. Но в процессе формирования программы стало понятно, что именно советские кинокомпозиции звучат особенно тепло и близко — для слуха и сердца. Так и сложилось, немного неожиданно, что программа приобрела именно советский акцент. Этому способствовал и год, особенный для страны — юбилей Победы. Сначала в репертуаре появились песни военных лет, звучавшие в кино, затем к ним добавились другие знакомые мелодии из советских фильмов. Так «Музыка кино» стала музыкой советского кино — и, кажется, это было очень правильным решением.
Если бы Вы описали этот сезон одним словом какое бы выбрали и почему?
У меня такая работа, что одним словом сложно описать всё, что происходило за сезон — и, пожалуй, это само по себе говорит о его насыщенности и необычности. Поэтому, если и выбирать одно слово, то, наверное, это будет “энергетика”.
Когда такая насыщенная работа подходит к концу, что Вы чувствуете? Радость, усталость или, может быть, лёгкую грусть?
Могу сказать, что ощущаю усталость, так как пришли перемены и возросла нагрузка.
Несмотря на это, наверняка есть планы на следующий сезон. О чём мечтаете и какие идеи хочется воплотить?
Очень хочется соединить два коллектива — хор и камерный оркестр — в одной программе. И с этим концертом выступить за пределами Кемерова, например, в Новокузнецке. Хочется, чтобы жители других городов Кузбасса тоже смогли услышать нашу музыку и почувствовать атмосферу наших выступлений.

И завершает наше интервью Новиков Игорь Иннокентьевич, художественный руководитель филармонии Кузбасса, художественный руководитель и главный дирижёр Губернаторского оркестра русских народных инструментов.
Игорь Иннокентьевич, расскажите, какой момент этого сезона Вам особенно запомнился? Может, что-то неожиданное, трогательное или просто очень весёлое?
Одним из самых ярких событий сезона стала гастрольная поездка в Москву на 22-й всероссийский фестиваль-конкурс современной музыки «Музыка России», проходивший на базе академии музыки им. Гнесиных. Мы дали там большой концерт в рамках фестиваля — выступили успешно. Особенно почётно было закрывать сам фестиваль. Перед нами играл оркестр студентов академии, а затем — мы. Это стало самым ярким событием.
А если бы вам нужно было описать его одним словом — каким бы оно было?
Этот сезон, без сомнения, был непохожим. Мы изменили подход к организации филармонических концертов, пересмотрели привычные форматы, и это сделало сезон по-настоящему особенным — отличающимся от предыдущих лет.
Вы проделали огромную работу. Когда сезон завершился — что Вы почувствовали? Радость, усталость или лёгкую грусть?
Прежде всего — усталость. Я не только руковожу оркестром, но и несу ответственность за художественное руководство всей филармонией. Это десять коллективов, с которыми постоянно ведётся работа — планируются программы, подбираются солисты, обсуждаются проекты. Ответственность большая, и под конец сезона, конечно, ощущается серьёзная нагрузка. Но как только работа приостанавливается, появляется другая пустота — хочется снова включаться в процесс, возникают идеи, проекты, планы. Получается, даже в отпуске мозг не отдыхает — продолжается творческая работа, только в другом ритме.
Если даже во время отпуска вы не прекращаете творческую работу, наверняка в голове уже рождаются планы на новый сезон. Поделитесь, что хотелось бы реализовать?
Уже сейчас есть конкретные планы. На открытии следующего сезона мы готовим премьеру — прозвучит программа из нескольких сочинений калининградского композитора Дмитрия Кошелева. Он специально написал для нашего оркестра программную симфонию из семи частей. Мы планируем объединить музыку так, чтобы создать не просто исполнение музыкального материала, а некое театрализованное действие.
Губернаторский оркестр русских народных инструментов исполнил танго на закрытии сезона. Расскажите, насколько этот жанр привычен для вашего коллектива?
Танго — жанр универсальный, он звучит в самых разных интерпретациях и составах. Конечно, исполнение на народных инструментах требует адаптации: мы перерабатываем партитуры, усиливаем оркестровку и аранжировку под наш состав. В результате получается полноценное, насыщенное звучание — и наш оркестр справляется с этим жанром уверенно и ярко.
Завершая этот большой разговор с артистами и руководителями филармонических коллективов Кузбасса, становится ясно: за каждым концертом, спектаклем и музыкальным вечером стоит колоссальный труд, внутренняя вовлечённость и искреннее стремление к творчеству. Уходящий сезон подарил публике яркие встречи, глубокие переживания и новые смыслы, а артистам — вдохновение, рост и новые горизонты. Впереди — новый сезон. И, как показали разговоры с коллективами Государственной филармонии Кузбасса им. Штоколова, он уже зарождается — в мечтах, планах, премьерах и идеях. А значит, музыкальная и театральная жизнь региона не просто продолжается — она развивается, дышит и движется вперёд. И это — главное.
Автор: Екатерина Трубчанинова
Поделиться: