30.06.2025 | Новости филармонии
27 июня, в летнее солнечное утро, иду на экскурсию в Государственную филармонию Кузбасса им. Штоколова — именно здесь в конце 2024 года открылся интерактивный Музей звуков. Я поднимаюсь по лестнице, прохожу через просторный холл и оказываюсь в небольшом, но очень атмосферном зале. Меня и других гостей встречает экскурсовод Анастасия Скулкова — спокойная, улыбчивая и, как вскоре становится понятно, влюблённая в своё дело.
С первых минут она начинает говорить просто, с юмором, по-дружески. Ни сухих дат, ни скучной терминологии — всё в форме живого разговора. Мы двигаемся слева направо.
— Музыка не мешает? Нет? Потом включим — пригодится, — замечает Анастасия и с полувзгляда понимает: публика культурная.
— Я думаю, Алисе неприличные вопросы вы задавать не будете, — смеётся она, указывая на колонку с голосовым помощником. Посетители улыбаются.
Сразу становится ясно: это не музей в привычном понимании. Здесь никто не просит «не трогать экспонаты». Напротив — просят участвовать. Экскурсия начинается с магнитной доски, на которой можно сочинить мелодию. Анастасия объясняет, что четвертная нота — как шаг: один такт — четыре шага. Мы буквально начинаем шагать по ритму, чувствуем музыку ногами. Это необычно, весело и почему-то очень понятно. Даже те, кто «в музыке не силён», быстро втягиваются.
Звучит орган. Не огромный, а переносной, орган-портатив. До XVII века такие брали с собой на городские площади, чтобы давать концерты. Анастасия показывает, как воздух из мехов попадает в трубки, рассказывает, что воздух можно было качать самому с помощью педальки, если рядом не было помощника.
Дальше — настоящая акустическая магия. На стене висят ноты. «Алиса» по команде включает фрагмент, и мы слышим: сначала — каждый инструмент по отдельности, потом — все вместе. Разобрать, кто что играет, оказывается очень интересно. Например, скрипка ведёт мелодию, альт поддерживает, контрабас создаёт фундамент. Анастасия объясняет это просто и образно — даже ребёнок поймёт.
Маленькая девочка, лет пяти, с любопытством тянется вперёд: — А что это?
Перед нами четыре картины — времена года. Мы смотрим на зимний пейзаж и слушаем Чайковского, потом — ту же картину, но под Вивальди. Музыка полностью меняет восприятие: под Чайковского зима кажется мягкой, уютной, под Вивальди — порывистой, живой, тревожной. И так с каждой картиной. Это один из тех моментов, когда мурашки бегут по коже — ты вдруг понимаешь, насколько сильна связь между звуком и образом.
Между делом Анастасия рассказывает о самих инструментах. Многие — рабочие, не музейные копии. Например, тромбон — он примечателен тем, что дошёл до нас в том виде, в каком родился. Есть и монгольская скрипка — подарок, переданный музею губернатором. Другие инструменты — от местных ансамблей. Если нужно, их даже берут на выступления. В музее они не просто «висят» — они живут.
«Здесь детям нравится то, что можно всё потрогать, пощупать, поиграть. Им интересно, потому что здесь всё живое. А вот музей Штоколова, — это взрослый контекст, и его биография для малышей пока ещё сложна», — отмечает Анастасия Скулкова, экскурсовод Государственной филармонии Кузбасса им. Штоколова
Но тут я замечаю, что и взрослым здесь, в Музее звуков, нравится. Кто-то приходит уже не в первый раз, кто-то задерживается после экскурсии — просто чтобы ещё немного постоять, послушать, потрогать клавиши или посмотреть на орган изнутри.
Меня удивляет, как гармонично сочетается современность с классикой. Вот старая шарманка — её называют первым mp3-плеером. А вот магнитная доска, на которой ноты и музыка появляются одновременно. Здесь живёт и старое, и новое. Здесь музыка — не для «знающих», а для всех.
Экскурсия подходит к концу. Я понимаю: этот музей — не просто коллекция инструментов. Это пространство, где музыка становится ближе. Где её можно не только услышать, но и почувствовать. Где хочется остаться ещё на немного — или вернуться снова.
Автор: Екатерина Трубчанинова
Поделиться: