КЭБ в годы войны

Взывая к подвигу, трогая душу

История Государственной филармонии Кузбасса началась в тяжелые для страны дни - в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны.

Давно известно, что для победы даже великому народу не достаточно лишь мужества и силы духа. Ему, как воздух, необходимо настоящее искусство, которое бы и взывало к подвигу, и трогало душу, и поднимало настроение. Не только на фронте, но и в тылу.

Стремление к искусству жителей шахтерского региона было настолько сильно, что решением исполкома Кемеровского областного Совета депутатов в июне 1943 года было создано областное концертно-эстрадное бюро (КЭБ).

Любопытно, что КЭБу было предоставлено монопольное право на организацию всех видов концертной работы, а также отбор и распределение художественно-профессиональных и концертно-эстрадных сил на всех площадках Кемеровской области. Ему было выделено отдельное помещение на 15-20 человек, а руководителям городов и поселков области вменили в обязанность предоставлять имеющиеся площадки для выступления кемеровских и приезжающих из других регионов артистов.

Разумеется, в дни празднования 75-летия Победы мы обязаны назвать имена тех, кто начинал концертную деятельность в Кузбассе. Итак, в первые дни работы КЭБа художественным руководителем была назначена Юлия Григорьевна Бужинская-Мартынович, секретарём Нина Емельяновна Шульгина, на должность артиста-разговорника Юрий Абрамович Подлубный.

К слову сказать, профессиональных артистов было совсем немного, коллектив формировался с большим трудом. И, тем не менее, в КЭБе были созданы концертные бригады, которые разъезжались по области и выступали перед тружениками тыла. В военное время в составе этих бригад работали танцор Пётр Васильевич Поляков, вокалистки Лилия Игнатьевна Петрова, Эмилия Рудольфовна Надумова, Надежда Евгеньевна Скрипник, певец Лев Николаевич Покатаев, баянист Георгий Иванович Захаров, художественный свист представлял Владимир Карпович Бардахчеев. А вот Геракл Дионисович Попадайло проводил иллюзионные вечера и психологические опыты…

По всей вероятности, среди них были не только профессиональные, но и особо проявившие себя самодеятельные артисты, которые проходили просмотр перед худсоветом.

Из состава этих артистов были созданы и работали на территории области колхозно-совхозные и городские бригады, а область была распределена между ними по так называемым кустам, среди которых Кемеровский, Сталинский, Ленинский, Кузедеевский, Тайгинский, Прокопьевский и т.д.

Каждая бригада во главе с администратором и руководителем выезжала в командировки с концертами строго по распределению руководства КЭБа (порой от 2-3 месяцев до полугода). У каждой бригады был план (норма концертов) по обслуживанию населения.

Музыка в военные годы была мощным средством патриотического воспитания, вселяла уверенность в победу. В годы Великой Отечественной войны перед тружениками тыла в кузбасских городах выступали и Леонид Утесов, и Клавдия Шульженко, и солисты Большого театра, теа-джаз Б.Ренского, оркестры Э. Рознера, Г. Гольда, Ю. Петербургского, артисты соседних областей. В Новокузнецке активно работал эвакуированный Московский театр оперетты.

Зарегистрировать абонемент