Страница генерального директора

 В авангарде – культура, потом – экономика

«В авангарде – культура, потом – экономика» - это изречение губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва, сказанное на Сибирском музыкальном форуме «Акколада», теперь повторяют не только в Кузбассе.

Представители концертных организаций всех субъектов Сибирского федерального округа, работавшие в октябре на большом форуме, эту мысль наверняка постараются донести до руководства своих регионов.
О том, зачем в Кузбассе строят культурный кластер и провели «Акколаду», мы поговорим с генеральным директором Государственной филармонии Кузбасса Людмилой Пилипчук.

- Людмила Владимировна, собственно вопрос «что первично – культура или экономика?» - классический. Но почему, на Ваш взгляд, правительство области приоритетным для развития региона считает развитие культуры? Строительство в Кемерове культурного кластера с филиалами Мариинского театра, Русского музея, музыкальной школы при Московской консерватории Чайковского, высшей школой сценических искусств – тому пример.

- На мой взгляд, ответ лежит на поверхности. Культура – визитная карточка любого региона, и не важно, Петербург это или Кемерово. В ней отражается всё – любые проблемы, нравственные, социальные и экономические в том числе. Наконец, культура держит, скрепляет общество. История нашей филармонии началась, например, в 1943 году, в самый разгар войны, а значит, людям это было необходимо в высшей степени. Конечно, мы можем обойтись в Кемерове без Русского музея, но мы не воспитаем новое поколение с высокими моральными принципами без эстетических ценностей. Это понимают в правительстве региона.

- Филармония Кузбасса в 2019 году выиграла грант Министерства культуры на проведение Сибирского музыкального форума «Акколада». Какова была цель этого масштабного проекта?

- Для того, чтобы развивать культуру, невозможно жить изолированно. Знак «акколада» в музыкальном мире означает объединение. Вместе. Мы решили собраться, чтобы выявить тенденции развития музыкальной культуры Сибири, определить возможности эффективного партнерства. Нас поняли в Министерстве и оказали финансовую поддержку для проведения форума, который впервые объединил концертные организации, творческие коллективы, профильные образовательные учреждения из 13 субъектов России – свыше 1100 человек. А экспертами Сибирского музыкального форума стали видные деятели культуры, политики.
В дни работы форума состоялись семинары по менеджменту концертной организации, актуальным вопросам музыковедческой деятельности, современного образования в сфере культуры и искусства, интенсивы по хоровому исполнительскому искусству и исполнительству на духовых инструментах. Работала Школа музыкальной журналистики.

В рамках форума была и отдельная программа музыкальной ассамблеи Con anima – в концертных залах филармонии выступили лучшие творческие коллективы и солисты из Новосибирской, Иркутской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского края, Республики Тыва.
Каждый регион показал своим соседям, что он может, взял на вооружение опыт других, а кто-то успел договориться о сотрудничестве с отечественными производителями музыкальных инструментов и нотных материалов, продукция которых была представлена на выставках.

- Вы считаете, что форум был достаточно эффективным и сибиряков ждёт серьёзный прорыв в культуре?

- Участники форума отметили важность общения с коллегами-профессионалами, ведущими экспертами России и пользу, которую они извлекли из дискуссий, лекций, семинаров, круглых столов, мастер-классов и других мероприятий. А ведь обмен опытом – это уже и есть развитие. Начинаем учиться друг у друга, делимся серьёзными проектами.
По общему мнению, Сибирский музыкальный форум стал важным культурным брендом Кузбасса, а его проведение теперь должно стать традиционным. Кстати, участники отметили блестящую организацию всего мероприятия и очень насыщенную программу.

- Какие главные проблемы выявил форум?

- Проблем много. Это слабая интегрированность концертных организаций Сибири в мировой музыкальный процесс, некоторая творческая изоляция профессиональных коллективов ряда сибирских регионов. Это нехватка кадров, недостаточное методическое обеспечение образовательных программ, низкий уровень партнерства концертных организаций, органов власти, школ в музыкальном просвещении и продвижении культурных продуктов.
Особая тревога - проблемы музыкальной журналистики в Сибири. В таком огромном регионе, как оказалось, нет ни одного специализированного СМИ, которые бы поднимали проблемы музыкальной культуры и музыкального просвещения. В газетах давно ликвидировали отделы культуры. Вот от этого становится грустно.


- Проблемы, безусловно, серьёзные. Что с ними делать? К чему в итоге пришли представители всех регионов Сибири?

- Принята резолюция. Согласно этому документу, участники назвали пути решения проблем. Среди них распространение эффективных практик в деятельность региональных филармоний. Например, концертным организациям Сибири и Сибирскому отделению Союза концертных организаций России рекомендовали использовать действующий сайт форума Акколада.рф как площадку для размещения информационных материалов о творческих проектах и фестивалях регионов, обмена эффективными практиками, организации онлайн-трансляций. Концертным организациям СФО рекомендовано активизировать практику обменных гастролей с привлечением финансирования из бюджета регионов, а министерствам культуры регионов - разработать и внедрить региональные программы поддержки профессиональных кадров для концертных организаций.
Разработаны конкретные рекомендации по развитию музыкального образования, репертуарной политике и обеспечению нотными материалами творческих коллективов, по развитию партнерства концертных организаций, учреждений образования, органов власти и общественных организаций. В принятой резолюции есть и отдельный раздел по развитию музыкальной журналистики и продвижению музыкального искусства и творческих продуктов в СМИ.

- Людмила Владимировна, как Вы определите продолжение «Акколады»? В чём оно будет заключаться?

- Прежде всего – в творческом взаимодействии концертных организаций Сибири, реализации совместных проектов, укреплении партнерства учреждений культуры с другими структурами – учреждениями образования, некоммерческими организациями, бизнесом и органами власти в решении общих проблем. Без сомнения, Сибирский музыкальный форум «Акколада» еще не раз объединит всех нас на площадке Государственной филармонии Кузбасса!
Недаром в своём приветствии к участникам форума министр культуры РФ Владимир Мединский сказал: «Убеждён, что мероприятие внесёт значительный вклад в формирование уникального музыкального облика не только Кузбасса, но и соседних регионов. Особо стоит отметить, что этот облик должен гармонично сочетать в себе как богатые хоровые и инструментальные народные традиции, так и непреходящие каноны мировой классики».
Юрий Гладышев


Слово об Органе «Зауэр»

Людмила ПилипчукУважаемые слушатели!
Поклонники нашего органа «Зауэр», фанаты органной музыки!
Наши друзья!

Уверена, вы следите за ходом капитального ремонта органа на нашем сайте.

С интересом рассматриваете фотографии с места событий... Ведь те, кто слышал прекрасное звучание этого инструмента, не раз задавались вопросами, кто был инициатором постройки этого инструмента, когда и как все свершилось, как устроен орган, почему так много труб, почему в дереве, а не в металле корпус инструмента, зачем несколько педалей, что делает ассистент органиста, открывая и закрывая какие-то кнопочки, зачем органисту зеркальце, почему клавиши расположены в три ряда, а не в один как у рояля, и много других вопросов. И, думаю, закрадывается и такой вопрос: кого благодарить за то, что мы в далеком шахтерском городе имеем такой инструмент? Ответы дает Ирина Шелухина, музыковед нашей филармонии,  на нашем сайте в разделе «О филармонии».

А я расскажу о том, как шла подготовка к ремонту. И зачем ремонт, ведь и так звучит орган, радует! Представьте автомобиль класса люкс, например, «Роллс Ройс» — машину королей и президентов. Редчайший, красивый, выполненный по индивидуальному заказу, ручной сборки? Представили? Представили стоимость? Представили, каким должен быть уход за таким авто?  Вот так и наш орган. Ежедневно пылинки сдуваем, да очень-очень аккуратно (не повредить бы), ежедневно следим за температурным режимом и влажностью, сохранностью сотен тысяч деталей, а уж настраивать этот сложнейший механизм надо к каждому концерту и в полной тишине. И каждый день не по одному разу наши органные мастера Александр Чащевой и Юрий Ткаченко ходят к нему, как на свидание с любимым человеком. Так и идут, предчувствуя волнение радостной встречи. Потому что любят, точно знают — надо сохранить уникальный инструмент для будущих поколений. Сохранить! Сберечь Короля музыкальных инструментов, ведь именно так его и называют.

Этой задачей обременены не только работники филармонии, но и Администрация области.

И все мы готовились к этой непростой и дорогостоящей истории — полномасштабному капитальному ремонту. Решили обратиться и к вам, уважаемые любители музыки, с просьбой поддержать финансово. Поставили в декабре 2017 года в центральном фойе урну для пожертвований. Но не деньги были главной задачей, мы понимали, нужную сумму не соберем, главным было привлечь ваше внимание к проблеме сохранения редчайшего инструмента, единственного в Кузбассе.

Капитальный ремонт органа — это искусство. С кондачка и на коленке, топором и зубилом этого не сделать. Нужны те специалисты, которые строили именно этот орган — «Зауэр». Надо основательно по всем вопросам подготовиться.

В 2017 году специалисты фирмы «Зауэр» прилетали для осмотра инструмента и составления подробной дефектной ведомости, которая легла в основу договора. Осмотр органа и определение диагноза проходили 3 дня. Полтора года шли переговоры с фирмой. Уточнялись сроки ремонта и множество деталей этого большого дела.

Затем контрактный управляющий филармонии подготовил документы по закупке услуг у единственного поставщика фирмы «Зауэр» с соблюдением процедуры и сроков закупки. Закупка состоялась в феврале 2019 года.

Затем начались почти каждодневные переговоры со специалистами, юристами «Зауэр» по составлению договора и согласованию различных вопросов. Договор составлен, и профессиональный переводчик переводит его на немецкий язык, заверяет нотариус. Два экземпляра договора летят в Германию.

В это время филармония, с разрешения учредителя - департамента культуры и национальной политики — открывает валютный счет в Сбербанке. Процедура длительная, уж очень тонкая и скрупулезная. И так же, как в договоре, в переводе — не напутать бы (человеческий фактор). Ведь Сбербанк должен не только принять на открытый счет деньги в российской валюте, но и перечислить их на реквизиты фирмы «Зауэр» в евро валюте на день подписания акта приемки-передачи органа. По финансовым операциям филармония и Сбербанк подписали договор, который прошел финансовый контроль.

Согласования пройдены, подписаны договоры. Департамент культуры и национальной политики обеспечил филармонию необходимой, указанной в договоре, суммой.

Специалисты фирмы В. Зауер Оргелбау Франкфурт (Одер) ГмбХ (W. Sauer Frankfurt (Oder) GmbH) во главе с директором Томасом Лангом и двумя мастерами стали собираться в дорогу и подготавливать все необходимое для капитального ремонта. Отправили груз весом 276, 522 килограмма. В составе груза - всё до самых необходимых мелочей. Страховались, а вдруг чего-то в России не найдут. Все с немецкой педантичностью и основательностью.

Посылка пришла на Кемеровскую таможню задолго до прибытия мастеров. Начался процесс растаможивания груза. Подключили брокера для составления декларации. Описывалось все, что было в большой посылке, — 72 позиции.

И, наконец, капитальный ремонт органа начался! Мы пребываем в огромной радости! Уверена, и вы, наши дорогие слушатели, тоже!

Настало время сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО всем, кто принимал непосредственное участие в его подготовке: главному юрисконсульту филармонии Николаю Путренкову, заместителю по экономическим вопросам Светлане Беркалеевой, нашим органным мастерам Юрию Ткаченко и Александру Чащевому, которые сейчас вместе с немецкими мастерами заняты большой работой, безусловно Администрации области за понимание и своевременное финансирование и, конечно, вам, дорогие наши друзья. За внимание к проблеме, за моральную и финансовую поддержку — пусть совсем-совсем маленькую, но очень для нас дорогую!

СПАСИБО! К началу концертного сезона наш «Зауэр» будет в отличной форме и в ожидании своего слушателя. Так пусть звучит в ваших душах музыка ежечасно, и прекрасный настрой к жизни не покидает вас ни на минуту!

С глубоким к вам уважением,
Людмила Пилипчук

Зарегистрировать абонемент