История

Государственная филармония КузбассаОт КЭБа до филармонии

История Государственной филармонии Кузбасса имени Б. Т. Штоколова – это, без всяких сомнений, удивительная история нравственного и духовного развития Кузнецкого края. Она  началась в самые тяжелые для страны дни – в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны.

Даже в то драматичное время стремление к искусству жителей шахтёрского региона оказалось настолько сильным, что исполком Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся 9 июня 1943 года постановил: организовать в системе Кемеровского областного отдела по делам искусств областное концертно-эстрадное бюро (КЭБ) на условиях хозрасчёта.

КЭБ возглавил М. Лифиц, после него бюро руководил Ю. Красных. Создание областной концертной организации упорядочило гастрольно-концертную работу, закрыло доступ на концертные подмостки халтуре и пошлости. Формировалась система обслуживания населения Кузбасса – сначала собственными эстрадными бригадами, а впоследствии и пропагандистами музыкально-литературного лектория, созданного при КЭБе.

Первые музыкально-литературные и вокально-инструментальные группы лектория имели не просветительскую, а эстрадную направленность. Программы концертов, включая смешанные, разрабатывались художественно-методической частью КЭБа и готовились в учебно-репетиционных студиях под руководством опытных музыкантов и музыковедов.

КЭБ создало свою слушательскую аудиторию, развернув активную деятельность во Дворцах и Домах культуры, рабочих клубах, учебных заведениях и т.д., центральное место в которых занимали лекции-концерты, сольные и камерные концерты и литературно-музыкальные вечера.

Музыка в военные годы была мощным средством патриотического воспитания масс, вселяла уверенность в победу нашего народа. В этот период в Кузбассе гастролировали эстрадные оркестры под управлением Л. Утёсова, теа-джаз Б. Ренского, оркестры Э. Рознера, Г. Гольда, Ю. Петербургского. В Новокузнецке активно работал эвакуированный Московский театр оперетты.

В послевоенное время в системе КЭБа работали вокальный квартет, два эстрадных театра, которые выступали на рынках в Сталинске и Прокопьевске, инструментальное трио из штатных работников. Продолжал свою работу Лекторий, который концертировал с музыкально-литературными программами. В 1953 году концертно-эстрадное бюро стало подчиняться вновь созданному Кемеровскому областному управлению культуры.

Немногочисленный персонал КЭБа не имел постоянного помещения для своей деятельности. Некоторое время бюро ютилось в здании бывшей парикмахерской, затем в кинотеатре «Москва», потом занимало несколько комнат во Дворце труда…

24 июля 1954 года Приказом министра культуры СССР №614 Кемеровское концертно-эстрадное бюро было реорганизовано в Кемеровскую областную филармонию. Так в новом качестве продолжился большой и славный путь учреждения культуры, ставшего подлинным храмом музыки, центром музыкальной культуры Сибири и заметной главой в летописи всего Кузнецкого края.

Из КЭБа, в деятельности которого главенствовали эстрадные жанры и зрелищно-цирковые номера с участием артистов и коллективов на договорных условиях, учреждение стало филармоническим, то есть художественно-творческой организацией, имеющей собственные коллективы, организовывающей гастроли мастеров всех направлений и видов искусств.
За первые 45 лет на посту директоров филармонии сменились 17 руководителей-мужчин.

Первым был Александр Михайлович Хайков, который в течение трёх лет (1954-1957) шаг за шагом превращал концертное бюро в концертную организацию.  Хайков имел большой опыт работы администратором. Был начальником отдела по делам искусства при Кемеровском облисполкоме и начальником специальной части областного финансового отделения, поэтому хорошо знал кадры в области культуры, отлично разбирался в финансовых вопросах.

Филармония в эти годы в какой-то мере продолжила работу концертно-эстрадного бюро, но наметились и новые линии ее деятельности. В составе филармонии работали постоянные штатные исполнители-солисты и большие музыкальные коллективы. Практиковались выездные концерты на клубных площадках, в промышленных поселках и сельской местности.

Продолжалась работа литературного-музыкального лектория. Руководители филармонии понимали, что наиболее эффективные способ массового музыкального воспитания – работа в общеобразовательных школах. Поэтому организовывались абонементные концерты, что позволяло проводить планомерную образовательную работу в молодежной аудитории и тем самым готовить своего слушателя на будущее.  

В связи с переходом Хайкова в областной финансовый отдел директором филармонии был назначен Л. М. Хархурим (1957-1958). Лев Михайлович с 1932 года работал на руководящих должностях, был директором Кемеровского театра музыкальной комедии.
Новый директор филармонии продолжил курс на создание новых творческих коллективов и укрепление старых. Еще во времена КЭБа (1951 года) была организована колхозная концертная бригада. В 1957 году она пополнилась выпускниками Кемеровского музыкального училища.
Очень популярны в конце 50-х годов были монографические лекции-концерты. Героями этих лекций становились русские и советские композиторы.


В деле эстетического воспитания кузбассовцев большую роль мог сыграть профессиональный симфонический оркестр. И попытки создания такого коллектива делались не раз. В 1951 году на базе оркестрового и струнного отделения Кемеровского музыкального училища был создан малый симфонический оркестр. В 1957-1959 годах оркестр был структурной единицей филармонии. Открытый концерт оркестра, организованный областной филармонией, прошел 20 мая 1957 года в здании областного драматического театра.

В ноябре 1958 года директором филармонии был назначен опытный администратор Виктор Артемович Мовсесян (ноябрь 1958 – март 1962) Ранее он работал на руководящих должностях в филармониях Харькова, Тбилиси, Еревана, Киева, сумы, Ялты, Житомира.
Чтобы увеличить количество и качество концертов, улучшить «культурное обслуживание» населения, необходимо было создавать при филармонии новые художественные коллективы. В 1961 году Б. Венцовский, главный дирижер Кемеровского театра музыкальной комедии, организовал при филармонии новый профессиональный симфонический оркестр. Его участниками стали музыканты из оркестра Театра музыкальной комедии, музыкального училища, музыканты- пенсионеры. Симфонический оркестр, начавший работать в октябре, к декабрю подготовил уже две программы. Оркестр просуществовал до 1963 года.

19 марта 1962 года Мовсесяна сменил Александр Николаевич Коняшин, который проработал директором филармонии до сентября 1963 года. Именно при нем в Кузбасса, при поддержке руководства области, был проведен грандиозный музыкальный форум – Первый музыкальный фестиваль. Областной музыкальный фестиваль был посвящен маякам производства. Он проходил с 15 по 31 июня 1963 года в Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске, Киселевске, Междуреченске, осинниках, Мариинске, Гурьевске, Анжеро-Судженске, Белове, Тайге, Ленинске-Кузнецком и Юрге.
Профессиональные и самодеятельные артисты встречались с рабочими, проводили беседы, дали для жителей Кузбасса 160 концертов, из них 131 филармонического профиля.


Первый музыкальный фестиваль был и первым крупным мероприятием, проведенным Кемеровской филармонией, - мероприятием, которое продемонстрировало высокий творческий потенциал шахтерского края и его главной концертной организации.
В 1963 году на гастролях в Кузбассе побывали симфонические оркестры Новосибирской, Узбекской, Иркутской, Алтайской филармоний, которые дали 61 концерт. Заметно возросло число зрителей, посещающих симфонические концерты.

В 1971-1977 годах директором филармонии был Геннадий Андреевич Потылицин. В это время в филармонии работает 45 творческих работников, объединенных в пять групп музыкального лектория, есть камерный оркестр, ВИА «Лейся, песня», две группы для обслуживания детей. Повышается профессиональное мастерство коллективов и исполнителей, улучшается их репертуар. Число филармонических  лекторских концертов возросло в полтора раза и составило две с половиной тысячи. 


Отстояли и построили…

Официальное открытие нового здания Кемеровской филармонии состоялось 19 января 1979 года и было приурочено  к работе XVII областной партийной конференции, которая проходила с 19 по 21 января. Первый праздничный концерт в новом здании состоялся 19 января и был посвящен  началу работы конференции. Регулярные  выступления в нем начались со 2 февраля концертом Эдиты Пьехи.

Сооружение сегодняшнего уникального здания филармонии было буквально выстрадано! Первые заявления о необходимости его строительства принадлежат В. А. Кузнецову – директору областной концертной организации в 1963-1971 годах. С благодарностью стоит вспомнить и А. Ф. Ештокина – Первого секретаря Кемеровского обкома КПСС, который буквально обивал пороги ЦК партии, добиваясь разрешения на строительство Государственной филармонии Кузбасса.

Началось с того, как артисты театра оперетты Кузбасса выступили с концертом в Минске, в ДК Меланжевого комбината. К проекту этого белорусского Дворца культуры проявил интерес П. М. Белоус – заместитель председателя Кемеровского облисполкома, ведавший строительством. И при его активном вмешательстве Кузбасс получил проектно-сметную документацию здания. А спустя несколько дней в кабинете Первого секретаря обкома уже собралась группа молодых специалистов проектного института «Кемеровогражданстроя». Речь шла о том, чтобы не просто повторить проект белорусского ДК, а на его основе разработать свой проект уникального здания филармонии. Группу молодых архитекторов тогда возглавил Юрий Сергеевич Зюзков.

В итоге проектно-техническая документация была подготовлена, получила одобрение руководства области, и началось строительство долгожданного здания. Но в августе 1974 года А. Ф. Ештокина не стало, и интерес к сооружению концертного зала стал угасать, секретариат обкома КПСС принял решение о существенном удешевлении строительства. Ситуация усугубилась тем, что нагрянула строгая комиссия в составе представителей Госстроя СССР, Минфина СССР и Стройбанка СССР. И поскольку строящееся здание в действительности ни на йоту не напоминало ДК Минского Меланжевого комбината (но было более современным!), комиссия признала стройку не отвечающей требованиям, предъявляемым к подобным сооружениям. Недостроенное здание вот-вот должны были передать в другое ведомство, не имеющее никакого отношения к культуре и искусству.

К счастью, Иосифу Лазаревичу Курочкину (тогда он был начальником управления культуры) невероятным образом удалось попасть на приём к первому заместителю председателя Госплана России А. М. Лалоянцу. Выслушав его, просмотрев все фотоматериалы, Лалоянц скомандовал собрать всех тех, кто вынес жестокий приговор, побывав в Кузбассе. Этот удивительный осетин поставил всё на свои места, и с его благословения работы на здании концертного зала возобновились.

Взлёт филармонии в конце 70-х – начале 80-х годов во многом обязан ее директору – Юрию Львовичу Юровскому, опытному организатору концертного дела, заслуженному работнику культуры РСФСР. И хотя Юрий Львович пробыл в этой должности всего четыре с половиной года (декабрь 1977-го – май 1982-го), он сделал для филармонии настолько много, что период его директорства можно назвать эпохой Юровского.


При нём строилось новое здание филармонии, оборудовались его интерьеры, приобретались новые инструменты, включая орган. Он создавал новые творческие коллективы, в том числе и симфонический оркестр Кузбасса, при нём работали такие коллективы, как «Лейся, песня!», «Диалог», «Земляне», «Люди и куклы», которые многие зрители помнят и по сей день. При его участии были проведены масштабные музыкальные фестивали, заложены традиции постоянных праздников-концертов, на новую ступень поднялась абонементно-лекционная музыкальная пропаганда и гастрольно-концертная практика.    
С подачи Юровского в Кемерове была проведена всесоюзная телевизионная программа «Песня-81».


«Периферия» федерального масштаба

В 1984 году в Кемеровской филармонии планировалось 6 тысяч концертов в год. Росконцерт давал в Кузбассе 500 концертов, Москонцерт и Ленконцерт – около 300. Все остальное зависело от инициативы и предприимчивости директора филармонии Владимира Давыдовича Литвинова (1982-1987), когда многое, если не все, зависело от его личных связей и отношений. Он организовал немало гастрольных поездок кузбасских артистов. И уже тогда ярко проявлялось его умение ненавязчиво, но крепко держать в своих руках все нити управления сложным филармоническим организмом, психологическая гибкость в решении производственных и деликатных личных вопросов.


С 1982 года в Кузбассе действовали абонементы большого театра, новосибирского отделения Союза композиторов РСФСР, Новосибирской консерватории, Москонцерта, Росконцерта, Ленконцерта. Кроме того, в восьмидесятые годы в филармонии трудилось 14 собственных популярных коллективов и групп.  
Событиями этих лет стали проходившие в Кузбассе Дни культуры Томской и Иркутской областей, Латвийской ССР. Кроме того, из больших праздников кемеровской филармонии можно назвать несколько, получивших большой резонанс как в Кузбассе, так и во всей стране: Декада белорусского искусства, Декада украинского искусства, а также международный фестиваль музыки. В апреле 1983 года в Кемерове и Новокузнецке состоялось торжественное открытие Второго фестиваля советской музыки.


В 1983 году в Малом зале филармонии был установлен орган. Здесь побывали с концертами известные отечественные и зарубежные органисты.
Понятие «музыкальной периферии» исчезло, когда появились грандиозные фестивали искусств «Зори Кузбасса».

Особое внимание руководство филармонии во все времена уделяло музыкально-литературному лекторию, который, по большому счету, был основой подготовки слушательской аудитории Дома музыки. Более того, лекторий в сложные 90-ые годы помог филармонии выжить. В это непростое время руководил филармонией Юрий Иванович Адаменко (1989-1996;1998-1999).


В декабре 1992 года на базе духовой группы Симфонического оркестра Кузбасса был создан Концертный духовой оркестр. Создание профессионального концертного духового оркестра было весьма актуальным и смелым шагом.
Начало лета 1991 года ознаменовалось для любителей музыкально искусства области радостной неожиданностью. В филармонии появился новый коллектив – московский мужской хор «Хоровая академия». Эстафету хоровой музыки подхватил образованный в конце 1993 года Камерный хор Кузбасса, в состав которого вошли участники музыкального камерного хора, а также студенты, выпускники и преподаватели Кемеровского государственного института культуры и искусств.
Именно высокий уровень исполнительской хоровой культуры, подготовленность слушателей к восприятию хоровой музыки позволили организовать в Кемерове на базе филармонии крупное мероприятие – в 1992 году был проведен фестиваль православных церковных хоров Сибири и Урала, имевший положительный резонанс в местной и центральной печати.

В 1999 году огромный коллектив (сегодня он насчитывает более 500 человек!) возглавила первая и единственная женщина. У Людмилы Владимировны Пилипчук, заслуженного работника культуры РФ, - самый долгий срок пребывания на посту Генерального директора и художественного руководителя.

При её руководстве творческие коллективы филармонии стали всё громче заявлять о себе на федеральном уровне, об их профессионализме заговорили федеральные СМИ, такие как телеканал «Культура», Интерфакс, ИТАР-ТАСС, сайт Министерства культуры РФ. Более того, в начале 2012 года Государственная филармония Кузбасса стала официальным участником Культурной Олимпиады «Сочи-2014», и решение это было принято Оргкомитетом Олимпийских Игр.

Заслуги Л. В. Пилипчук отмечены областными наградами: медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» III и  II  степеней, званиями «Почетный гражданин Кемеровской области», «Почетный работник культуры Кузбасса», «Лауреат премии Кузбасса». Она награждена Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций, медалью Министерства юстиции РФ. За большой вклад в дело консолидации сил общества в интересах развития и процветания великой России по итогам работы в 2006 году занесена в энциклопедию «Лучшие люди России» в номинации «Цвет Российской культуры».

По результатам работы руководителю ГФК присвоено звание член-корреспондента «Международной академии культуры и искусства», она стала лауреатом  Международной общественной премии «Виват, маэстро» (2010 г), а самой филармонии присвоен статус «Национальное достояние России-2010».
И ещё. Именно при её руководстве, с 2008 года, филармония Кузбасса стала носить имя Бориса Тимофеевича Штоколова. 


История филармонии: 2016 г., 2015г., 2014г., 2013г., 2012г.


↑Наверх