История

Государственная филармония КузбассаОт КЭБа до филармонии

История Государственной филармонии Кузбасса имени Б.Т. Штоколова – это, без всяких сомнений, удивительная история нравственного и духовного развития Кузнецкого края. Она  началась в самые тяжелые для страны дни – в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны.

Даже в то драматичное время стремление к искусству жителей шахтёрского региона оказалось настолько сильным, что исполком Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся 9 июня 1943 года постановил: организовать в системе Кемеровского областного отдела по делам искусств областное концертно-эстрадное бюро (КЭБ) на условиях хозрасчёта.

КЭБ возглавил М. Лифиц, после него бюро руководил Ю.Красных. Создание областной концертной организации упорядочило гастрольно-концертную работу, закрыло доступ на концертные подмостки халтуре и пошлости. Формировалась система обслуживания населения Кузбасса – сначала собственными эстрадными бригадами, а впоследствии и пропагандистами музыкально-литературного лектория, созданного при КЭБе.

Учитывая жанровую направленность КЭБа, первые музыкально-литературные и вокально-инструментальные группы лектория имели не просветительскую, а эстрадную направленность. Программы концертов, включая смешанные, разрабатывались художественно-методической частью КЭБа и готовились в учебно-репетиционных студиях под руководством опытных музыкантов и музыковедов.

КЭБ создало свою слушательскую аудиторию, развернув активную деятельность во Дворцах и Домах культуры, рабочих клубах, учебных заведениях и т.д., центральное место в которых занимали лекции-концерты, сольные и камерные концерты и литературно-музыкальные вечера.

Музыка в военные годы была мощным средством патриотического воспитания масс, вселяла уверенность в победе нашего народа. В этот период в Кузбассе гастролировали эстрадные оркестры под управлением Л. Утёсова, теа-джаз Б.Ренского, оркестры Э.Рознера, Г.Гольда, Ю.Петербургского. В Новокузнецке активно работал эвакуированный Московский театр оперетты.

В послевоенное время в системе КЭБа работали вокальный квартет, два эстрадных театра, которые выступали на рынках в Сталинске и Прокопьевске, инструментальное трио из штатных работников. Продолжал свою работу Лекторий, который концертировал с музыкально-литературными программами. В 1953 году концертно-эстрадное бюро стало подчиняться вновь созданному Кемеровскому областному управлению культуры.

Немногочисленный персонал КЭБа не имел постоянного помещения для своей деятельности. Некоторое время бюро ютилось в здании бывшей парикмахерской, затем в кинотеатре «Москва», потом занимало несколько комнат до Дворце труда…

24 июля 1954 года Приказом министра культуры СССР №614 Кемеровское концертно-эстрадное бюро было реорганизовано в Кемеровскую областную филармонию. Так в новом качестве продолжился большой и славный путь учреждения культуры, ставшего подлинным храмом музыки, центром музыкальной культуры Сибири и заметной главой в летописи всего Кузнецкого края.

Из КЭБа, в деятельности которого главенствовали эстрадные жанры и зрелищно-цирковые номера с участием артистов и коллективов на договорных условиях, учреждение стало филармоническим, то есть художественно-творческой организации, имеющей собственные коллективы, организовывающей гастроли мастеров всех направлений и видов искусств.
За первые 45 лет на посту директоров филармонии сменились 17 руководителей-мужчин.

Первым был Александр Михайлович Хайков, который в течение трёх лет, шаг за шагом, превращал концертное бюро в концертную организацию. При Вениамине Александровиче Кузнецове значительно укрепилась материальная база и активизировалась деятельность всех творческих коллективов филармонии, которая  располагалась во Дворце Труда.


Отстояли и построили…

Официальное открытие нового здания Кемеровской филармонии состоялось 19 января 1979 года и было приурочено  к работе XVII областной партийной конференции, которая проходила с 19 по 21 января. Первый праздничный концерт в новом здании состоялся 19 января и был посвящен  началу работы конференции. Регулярные  выступления в нем начались со 2 февраля концертом Эдиты Пьехи.

Сооружение сегодняшнего уникального здания филармонии было буквально выстрадано! Первые заявления о необходимости его строительства принадлежат В.А. Кузнецову – директору областной концертной организации в 50-60 годах. С благодарностью стоит вспомнить и А.Ф. Ештокина – Первого секретаря Кемеровского обкома КПСС, который буквально обивал пороги ЦК партии, добиваясь разрешения на строительство ГФК.

Началось с того, как артисты театра оперетты Кузбасса выступили с концертом в Минске, в ДК Меланжевого комбината. К проекту этого белорусского Дворца культуры проявил интерес П.М. Белоус – заместитель председателя Кемеровского облисполкома, ведавший строительством. И при его активном вмешательстве Кузбасс получил проектно-сметную документацию здания. А спустя несколько дней в кабинете Первого секретаря обкома уже собралась группа молодых специалистов проектного института «Кемеровогражданстроя». Речь шла о том, чтобы не просто повторить проект белорусского ДК, а на его основе разработать свой проект уникального здания филармонии. Группу молодых архитекторов тогда возглавил Юрий Сергеевич Зюзков.

В итоге проектно-техническая документация была подготовлена, получила одобрение руководства области, и началось строительство долгожданного здания. Но в августе 1974 года А.Ф. Ештокина не стало, и интерес к сооружению концертного зала стал угасать, секретариат обкома КПСС принял решение о существенном удешевлении строительства. Ситуация усугубилась тем, что нагрянула строгая комиссия в составе представителей Госстроя СССР, Минфина СССР и Стройбанка СССР. И поскольку строящееся здание в действительности ни на йоту не напоминало ДК Минского Меланжевого комбината (но было более современным!), комиссия признала стройку не отвечающей требованиям, предъявляемым к подобным сооружениям. Недостроенное здание вот-вот должны были передать в другое ведомство, не имеющее никакого отношения к культуре и искусству.

К счастью, Иосифу Лазаревичу Курочкину (тогда он был начальником управления культуры) невероятным образом удалось попасть на приём к первому заместителю председателя Госплана России А.М. Лалоянцу. Выслушав его, просмотрев все фотоматериалы, Лалоянц скомандовал собрать всех тех, кто вынес жестокий приговор, побывав в Кузбассе. Этот удивительный осетин поставил всё на свои места, и с его благословения работы на здании концертного зала возобновились.

Директором филармонии к тому времени был Юрий Львович Юровский, личность незаурядная и почти легендарная. При нём строилось новое здание, был создан Симфонический оркестр, работали такие коллективы, как «Лейся, песня!», «Диалог», «Земляне», «Люди и куклы», которых многие зрители помнят и по сей день.


«Периферия» федерального масштаба

Понятие «музыкальной периферии» исчезло, когда появились грандиозные фестивали искусств «Зори Кузбасса». Директором тогда являлся Владимир Давидович Литвинов, и при его руководстве ежегодно, до конца 80-х, наши артисты и музыканты собирали полные стадионы во всех шахтёрских городах.

А в 1999 году огромный коллектив (сегодня он насчитывает более 500 человек!) возглавила первая и единственная женщина. У Людмилы Владимировны Пилипчук, заслуженного работника культуры РФ, - это самый долгий срок пребывания на посту Генерального директора и художественного руководителя.

При её руководстве творческие коллективы филармонии стали всё громче заявлять о себе на федеральном уровне, об их профессионализме заговорили федеральные СМИ, такие как телеканал «Культура», Интерфакс, ИТАР-ТАСС, сайт Министерства культуры РФ. Более того, в начале 2012 года Государственная филармония Кузбасса стала официальным участником Культурной Олимпиады «Сочи-2014», и решение это было принято Оргкомитетом Олимпийских Игр.

Заслуги Л.В. Пилипчук отмечены областными наградами: медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» III и  II  степеней, званиями «Почетный гражданин Кемеровской области», «Почетный работник культуры Кузбасса», «Лауреат премии Кузбасса». Она награждена Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций, медалью Министерства юстиции РФ. За большой вклад в дело консолидации сил общества в интересах развития и процветания великой России по итогам работы в 2006 году занесена в энциклопедию «Лучшие люди России» в номинации «Цвет Российской культуры».

По результатам работы руководителю ГФК присвоено звание член-корреспондента «Международной академии культуры и искусства», она стала лауреатом  Международной общественной премии «Виват, маэстро» (2010 г), а самой филармонии присвоен статус «Национальное достояние России-2010».
И ещё. Именно при её руководстве, с 2008 года, филармония Кузбасса стала носить имя Бориса Тимофеевича Штоколова. 


История филармонии: 2015г., 2014г., 2013г., 2012г.


↑Наверх